ИЗ ИСТОРИИ
ИЗ ИСТОРИИ
|
|
1941-1950
1981-1990
2000-2010
1921-1930
Погружаясь в историю, становится понятным, что проблема управления таким многосторонним процессом, как боевая подготовка, приобрела особую остроту с появлением регулярной армии.
В начале 1941 г. в центральном аппарате Народного комиссариата обороны СССР руководство боевой подготовкой соединений, воинских частей и военно-учебных заведений Сухопутных войск осуществлялось
К началу 1980-х гг. высокое напряжение учебного процесса и повышенная требовательность в вопросах боевой подготовки способствовали улучшению полевой выучки войск. Подтверждением этому являлось учение «Запад-8
Реформирование органов боевой подготовки и самой системы боевой подготовки проводились в соответствии с программой действий на период с 2000 по 2010 годы по формированию перспективного облика
|
1950-1981
1990-2000
2012-2021
1930-1941
Военная реформа второй половины 1930-х гг. в СССР, основанная на возросших экономических возможностях государства, социальных и культурных преобразованиях в обществе, была направлена
Вторая половина 1950-х гг. проходила в условиях революции в военном деле и была отмечена интенсивным процессом организационно-штатных преобразований органов управления боевой подготовкой
В этот непростой для Вооруженных Сил период деятельность Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск осуществлялась в условиях изменения штатной численности, перераспределения
С приходом в 2012 г. к руководству Министерством обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу вектор развития Вооружённых Сил сместился в сторону создания современных, эффективных
В апреле текущего года будет отмечаться 100-летний юбилей Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации (ГУБП ВС). 4 апреля 1921 года приказом Реввоенсовета Республики № 712/128, в то время высшего коллегиального органа военной власти, в составе штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) впервые в новой истории России был сформирован самостоятельный орган управления по совершенствованию подготовки войск – Управление по обучению и подготовке войск. С этого дня берет начало славная летопись ГУБП ВС. Большое количество военных руководителей и полководцев самого высокого ранга прошли школу службы в органах боевой подготовки. Около 40 генералов из них командовали в годы Великой Отечественной войны фронтами и армиями, в том числе дважды Герой Советского Союза генерал армии А.П. Белобородов , Герои Советского Союза генералы армии К.Н. Галицкий, Г.Ф. Захаров, В.Я. Колпакчи, М.М. Попов, И.И. Федюнинский.
100 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ
БУВАЛЬЦЕВ
100 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ
В послевоенный период Главным органом боевой подготовки Вооруженных Сил руководили Герои Советского Союза генералы армии А.С. Жадов, И.Е. Петров, Г.И. Салманов, генерал-полковники С.С. Бирюзов (будущий Маршал Советского Союза), И.Т. Гришин, С.Н. Переверткин, В.Н. Комаров. Заметный вклад в совершенствование боевой подготовки Вооруженных Сил внесли видные военные деятели генерал армии М.М. Попов, генерал-полковники Х.М. Амбарян, М.Г. Хомуло, В.А. Меримский, А.А. Демидов. Среди военных руководителей новейшего периода Главное управление боевой подготовки возглавляли: генерал армии В.В. Герасимов, генерал-полковники А.А. Головнев, А.В. Терентьев, А.И. Скородумов, В.А. Шаманов, генерал-лейтенант А.П. Лукин.
Необходимость создания, совершенствования организационной структуры и реформирования Главного органа боевой подготовки Вооруженных Сил предопределялось складывающейся военно-политической обстановкой как внутри страны, так и за рубежом, возникновением новых и развитием существующих средств и способов вооруженной борьбы, необходимостью решения поставленных руководством Министерства обороны задач. За истекший век органы боевой подготовки реформировались более 30 раз. Не всегда такое реформирование признавалось успешным. Но личный состав ГУБП ВС, оставаясь верными своему долгу и военной присяге, всегда находился в авангарде развития и совершенствования боевой подготовки войск.
В своей деятельности органы боевой подготовки упорно стремились получить ответы на основополагающие вопросы: «чему учить» и «как учить». Совершенствование новых средств и способов вооруженной борьбы обуславливало изменения в содержании, формах и методах боевой подготовки. Тезис: «Учить тому, что необходимо на войне», – стал главным принципом подготовки боеспособных Вооруженных Сил.
Погружаясь в историю, становится понятным, что проблема управления таким многосторонним процессом, как боевая подготовка, приобрела особую остроту с появлением регулярной армии. Отечественная система обучения войск, как правило, отличалась известной гибкостью, умением реагировать на новые требования к армии, ее профессиональной выучке. Этот путь был заложен в конце XVII века Петром I, его первыми воинскими уставами, инструкциями и наставлениями. Характер и направленность боевой подготовки развивались с учетом отечественных традиций и зарубежного опыта. Несмотря на то, что первое в России постоянное войско – стрелецкая пехота – было создано еще в XVI веке, в период правления Ивана IV, в допетровский период единой системы обучения не существовало.
Развитие Русской императорской армии во второй половине XVIII в. связано с именами полководцев П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского. Для их тактики были характерны быстрота, натиск, смелое и искусное маневрирование подразделениями, отдельными частями и боевым порядком в целом, внезапность удара. Суздальское «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» будущего генералиссимуса А.В. Суворова (1779 г.) были, по существу, приняты в качестве уставов и одновременно являлись методическими и программными документами. В отличие от многих других подобных разработок по боевому обучению эти два суворовских документа не потеряли своей актуальности и в наши дни.
ГЕНЕРАЛИССИМУС а.в.сУВОРОВ
Передовой характер русского военно-морского искусства эпохи парусного флота особенно ярко проявился в конце XVIII в. Сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных был адмирал Ф.Ф. Ушаков – противник муштры и бессмысленных увлечений парадами. Он всегда следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне. В течение XVIII–XIX веков система военного управления многократно реформировалась. Однако, только в 1865 г. было сформировано отделение по устройству войск, которое можно считать прообразом органа боевой подготовки. Оно организационно входило в состав Главного штаба Русской императорской армии.

В ходе проводившейся военной реформы 1905–1912 гг., в связи с необходимостью коллективного обсуждения непростых проблем, вызванных развитием военного дела, изменением методов обучения войск, был учрежден Комитет по образованию войск. Комитет за годы своей деятельности (1906-1909 гг.) внес значительный вклад в развитие стрелкового дела в русской армии накануне Первой мировой войны.
История органов управления боевой подготовкой Вооруженных Сил СССР берет свое начало с момента создания отрядов Красной гвардии. Тогда общее руководство их боевой подготовкой осуществляла военная организация при ЦК РСДРП(б), в руководстве которой находились видные военные деятели того времени Н.В. Крыленко, К.А. Мехоношин, Н.И. Подвойский, В.А. Трифонов и И.Ю. Юренев. В основу боевой подготовки были положены статьи «Устава полевой службы» 1912 г. Русской императорской армии.
ОБУЧЕНИЕ ОРУЖЕЙНОМУ БОЮ. Xiх В.
Возникновение массовой армии, изменение характера войны, совершенствование вооружения и военной техники привело к необходимости создания постоянных органов центрального военного управления, помогающих главному командованию готовить войска к боевому применению. В целях централизации управления Вооруженными Силами приказом РВСР от 10 февраля 1921 г. № 336/41 путем объединения Полевого штаба РВСР и Всероссийского главного штаба был создан единый Штаб РККА, а органы управления боевой подготовкой были выделены в определенную структуру и впервые получили самостоятельность. Приказом РВСР 712/128 от 4 апреля 1921 г. были утверждено «Положение об Управлении по обучению и подготовке войск». Новое управление возглавил К.И. Рыльский, бывший генерал-майор Генерального штаба Русской императорской армии. Согласно положению, основной функцией Управления являлось «обеспечение вневойсковой и боевой подготовки Красной армии».
Годы после окончания гражданской войны (1922–1924 гг.) отмечены интенсивным поиском путей дальнейшего развития армии и флота.

Из-за ограниченных материальных возможностей государства, нехватки опытных командных кадров Вооруженные Силы были переведены на содержание воинских частей в сокращенном составе, по территориальному принципу.

В этих условиях роль организатора боевой подготовки в масштабе всех Вооруженных Сил отводилась Управлению боевой подготовки при Инспекторе РККА. С апреля по октябрь 1924 г. управление возглавлял В.К. Путна.
Бойцы Красной Армии изучают устройство пулемета. 1922 г.
1921-1930
1921-1930
1921-1930
РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 1674. Л. 46–46 об.
Военная реформа второй половины 1930-х гг. в СССР, основанная на возросших экономических возможностях государства, социальных и культурных преобразованиях в обществе, была направлена на переход от смешанной, территориально-кадровой системы строительства РККА, к кадровому принципу комплектования армии и флота.

Возникла необходимость всей перестройки организации и содержания процессов боевой подготовки. В межвоенный период особое внимание стало уделяться подготовке командных кадров. Но из содержания подготовки войск исчезали элементы творчества, неожиданности, движения вперед. Практика проведения учений и маневров страдала условностью и шаблонностью, что пагубно сказалось впоследствии во время конфликтов на озере Хасан 1938 г., на реке Халхин-Гол 1939 г. и в ходе Советско-финляндской войны 1939–1940 гг.
Киевские маневры 1935 г. Танки БТ- 5 на марше.
1930-1941
РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 1674. Л. 46–46 об.
В начале 1941 г. в центральном аппарате Народного комиссариата обороны СССР руководство боевой подготовкой соединений, воинских частей и военно-учебных заведений Сухопутных войск осуществлялось Управлением боевой подготовки Красной армии, которое подчинялось заместителю Народного комиссара обороны СССР по боевой подготовке.
МАРШЕВЫЕ РОТЫ ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ФРОНТ. ДЕКАБРЬ 1941
С началом Великой Отечественной войны важнейшими задачами органов боевой подготовки были: подготовка резервов и повышение уровня обученности войск к действиям в боевой обстановке. С этой целью приказом Народного Комиссариата обороны (НКО) СССР от 29 июля 1941 г. было создано Главное управление формирования и укомплектования войск Красной армии (Главупраформ). Главное управление являлось центральным органом Наркомата обороны СССР. Результатом такого решения стало обеспечение необходимыми резервами сражающейся армии в самый тяжелый период войны. Уже до конца 1941 г. в действующую армию было направлено 2 246 тыс. человек маршевого пополнения . А за весь период Великой Отечественной войны только стрелковых дивизий было вновь сформировано 346, переформировано из других родов войск и из стрелковых бригад – 195. Масштаб проделанной работы просто поражает.
По мере расширения фронта вооруженной борьбы, увеличения возможностей промышленности по выпуску вооружения, военной и специальной техники, увеличения количественного и качественного состава войск в военный период создавались управления и отделы боевой подготовки в составе органов управления начальников родов войск и специальных войск, командования Военно-Морского флота. На завершающем этапе Великой Отечественной войны в мае 1945 г. задачи боевой подготовки в составе Главупраформа Красной армии решало Управление боевой подготовки запасных и учебных стрелковых частей. Опыт войны со всей очевидностью доказал зависимость исхода боевых действий от уровня подготовленности их участников. Хорошо организованное воинское обучение в значительной степени способствовало результативности боевых действий, повышению темпов наступления, стойкости в обороне и снижению потерь. В этой связи подтверждена необходимость проведения интенсивной боевой учебы войск и штабов.
Организация боевой подготовки в послевоенные годы осуществлялась с учетом опыта Великой Отечественной войны, а также серьезных изменений в строительстве Вооруженных Сил. Революция в военном деле предопределила поступление на вооружение новой военной техники. Развернулась борьба за достижение военного паритета между СССР и США. Для решения поставленных временем задач реформировались органы боевой подготовки. Так как Сухопутные войска являлись самым многочисленным видом Вооруженных Сил (более 80% численного состава), ведущую роль в боевой подготовке была отведена Главному командованию Сухопутных войск. В 1946 году была введена должность заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке. На эту должность был назначен командующий 37-й армией генерал-полковник С.С. Бирюзов. В связи с неоднократной реорганизацией (упразднением и повторным формированием) Главкомата Сухопутных войск в период с 1950 по 1967 годы указанная должность также неоднократно упразднялась и восстанавливалась.

Функции планирования и организации боевой подготовки Сухопутных войск были разделены между самостоятельными управлениями и отделами. Среди них наиболее важными были: Управление боевой подготовки стрелковых войск, Управление планирования боевой подготовки Сухопутных войск, Управление военно-учебных заведений. Кроме того, главком Сухопутных войск имел помощников по боевой подготовке бронетанковых и механизированных войск и артиллерии. В ведении этих должностных лиц находились соответствующие самостоятельные отделы.

Свои органы по руководству боевой подготовкой были в Военно-воздушных силах и Военно-Морском Флоте. Боевой подготовкой ВВС с апреля 1946 г. руководил заместитель главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, а с января 1950 г. его функции выполнял начальник Главного управления боевой подготовки ВВС.

С середины 1945 г. для организации боевой подготовки в Главном штабе ВМФ имелось Управление боевой подготовки, которое после 1950 г. было преобразовано в Главное управление боевой подготовки Морского Генерального штаба. В штабах флотов имелись отделы боевой подготовки. Организационные изменения в органах руководства боевой подготовкой проходили и в последующие годы.
ПЕРЕДАЧА ТАНКОВОЙ КОЛОННЫ в войска. 1944
1941-1950
1941-1950
История зарождения, становления и развития организационно-мобилизационных органов Вооруженных Сил России. М., 2019. С. 106.
Бувальцев И.А. Из опыта боевой подготовки Красной армии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Армейский сборник. 2020. № 5. С. 166.
История органов управления боевой подготовкой Вооруженных Сил России (СССР). М., 2015. С. 87.
ЦАМО РФ. Ф. 44. Оп. 844179. Д. 1. Л. 3.
История органов управления боевой подготовкой Вооруженных сил России (СССР). М., 2015. С. 118.
Вторая половина 1950-х гг. проходила в условиях революции в военном деле и была отмечена интенсивным процессом организационно-штатных преобразований органов управления боевой подготовкой Вооруженных сил. В 1953 г. в военных округах впервые были учреждены должности заместителей командующих по боевой подготовке, а также созданы управления и отделы по боевой подготовке. ГУБП СВ в этот период имела самую большую численность: 328 генералов и офицеров, 92 – гражданского персонала. Руководил Главным управлением боевой подготовки – генерал-полковник С.Н. Переверткин. Руководство Сухопутными войсками осуществлял первый заместитель Министра обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Ему же подчинялось Главное управление боевой и физической подготовки. В 1963 г. органы управления боевой подготовкой были созданы в родах Сухопутных войск – артиллерии, ПВО, ВДВ и автотракторном управлении.
ПЕРЕДАЧА ДОНЕСЕНИЯ В ХОДЕ МАРША. 60-Е ГОДЫ XX В.
Важной особенностью содержания боевой подготовки на рубеже 1950–1960-х гг. сталотребование вести боевые действия одинаковыми темпами как днем, так и ночью. При этом, на ночные занятия отводилось до 40% учебного времени.

В 1965 году в Прибалтийском военном округе было проведено уникальное (единственное) опытное учение танкового полка на танках Т-62. Полк в полном составе совершил марш на 1000 км за три суточных перехода в сложных погодных условиях (начальник ГУБП СВ – генерал-полковник В.Н. Комаров).
Боевая подготовка в период 1962–1972 гг. ориентировалась на действия войск в условиях применения противником ядерного оружия в ходе новой мировой войны, которая представлялась, как столкновение двух противоположных общественных систем. Благодаря целенаправленной и настойчивой работе органов ГУБП СВ удалось добиться значительных успехов в повышении выучки войск. В течение 1967 года было проведено 76 дивизионных учений. На всех проверенных учениях личный состав, вооружение и техника выводились полностью. Привлекалась авиация и вертолетные полки для отработки задач десантирования воздушных десантов. Глубина учений составляла в среднем 220–400 км. В конце 70-х годов, в результате оснащения войск новыми образцами вооружения, военной техники, перехода воинских частей на новые штаты, одной из важнейших задач органов боевой подготовки состояла в изучении способов применения новых войсковых формирований и изучение новой боевой техники и оружия. Приоритет отдавался практической подготовке в поле, на технике и вооружении.
Разбор результатов стрельб на тактических занятиях. 70-е годы XX в.
1950-1981
1950-1981
ЦАМО РФ. Ф. 44. Оп. 950095. Д. 6. Л. 13.
К началу 1980-х гг. высокое напряжение учебного процесса и повышенная требовательность в вопросах боевой подготовки способствовали улучшению полевой выучки войск. Подтверждением этому являлось учение «Запад-81», на котором соединения и части показали высокое воинское мастерство. Особенно много внимания уделялось обучению резервов. В течение 1982 г. прошло подготовку и переподготовку более 400 тыс. военнообязанных. В этот период была осуществлена реорганизация органов боевой подготовки Сухопутных войск. К сожалению, ее результатом стало упразднения должности заместителя командующего войсками округа, группы войск (армии) по боевой подготовке. Это явилось причиной снижения уровня подготовки войск в ряде военных округов и групп войск.
УЧЕНИЯ «ЗАПАД-81». 1981
Период с 1985 по 1991 годы характеризуется дальнейшим развитием ракетно-ядерного оружия, качественным преобразованием автоматизированных средств управления войсками и оружием, резким повышением роли обычного оружия. В результате принятия руководством советского государства оборонительной военной доктрины в одностороннем порядке проводилось сокращение Вооруженных Сил. На территории СССР было расформировано более 50 соединений и частей РВСН, Сухопутных войск, Войск ПВО страны и ВВС. Из боевого состава было исключено свыше 7000 танков, большое количество орудий и десантно-переправочных средств. Основные усилия ГУБП СВ были сосредоточены на увеличении качественных показателей в профессиональной подготовке органов управления и войск. Приоритет стал отдаваться не огневой выучке, а тактической подготовке войск.

В целях повышения боевой выучки подразделений и воинских частей ГУБП СВ была разработана и внедрила в процесс боевой учебы программа подготовки подразделений по видам боя в соответствии с предназначением воинской части. Главным преимуществом данного варианта обучения оказалось достижение постоянной готовности частей и подразделений к выполнению задач по своему прямому предназначению.

Распад СССР и экономические реформы 1990-х гг., ликвидация Организации Варшавского договора, поспешный вывод частей бывшей Советской армии из Центральной Европы на территорию России, отсутствие мест расквартирования и военной инфраструктуры на новом месте, сокращение наиболее боеспособных соединений привели, практически, к свертыванию боевой подготовки. Российская армия была вовлечена в локальные войны, контртеррористические и миротворческие операции. Понятно, что требовалась активная подготовка к такого рода конфликтам с применением обычного вооружения, значительного повышения профессионализма и боеготовности армии.
1981-1990
Квашнин А.В., Золотов Л.С., Виноградов В.А. Сухопутные войска России. История создания, становления и развития. М., 2001. С. 449.
В этот непростой для Вооруженных Сил период деятельность Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск осуществлялась в условиях изменения штатной численности, перераспределения основных функций между управлениями. Остро стояла проблема сохранения и развития лучших традиций в боевой подготовке советского периода, обеспечения профессиональной преемственности между поколениями офицеров и, при этом, безусловного выполнения задач, поставленных руководством Министерства обороны. С 1 октября 1992 г. в рамках создания Российских Вооруженных Сил ГУБП СВ под руководством генерал-лейтенанта (с 1993 г. – генерал-полковника) А.А. Головнёва были разработаны или скорректированы основополагающие документы, наставления, учебные пособия и программы боевой подготовки с учетом полученного опыта боевых действий войск в локальных вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях. Каждый из руководителей Главного управления боевой подготовки привносил в его работу что-то новое.
На учебных сборах. 90-е годы.
Их решения основывались на своем богатом служебном, боевом и жизненном опыте. По инициативе генерал-полковника А.В. Терентьева (1995–1997) был создан Межвидовой комитет подготовки Вооруженных Сил, в состав которого входили заместители главных командований видов и командований родов войск.

С 1 января 1998 г. ГУБП СВ было реорганизовано в Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, которое возглавил генерал-полковник А.А. Головнёв (1998–1999). Впервые были сделаны шаги в объединении усилий под единым управлением основных видов подготовки войск – боевой и оперативной. В этих рамках Главное управление организовало подготовку органов управления стратегических, оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических звеньев. Была признана необходимость в процессе подготовки войск применять компьютерные средства обучения. В тяжелейших условиях приходилось развивать формы и способы подготовки войск (сил), создавать учебно-материальную базу, жестко отстаивать позиции Главного управления, не допустить ущемления интересов боевой подготовки и снижения ее качества.

На рубеже 90-х – 2000-х годов особую остроту приобрела работа по разработке новых для российских (советских) Вооруженных Сил документов по боевой подготовке. С началом в 1999 г. контртеррористической операции на Северном Кавказе полученные в ходе командировок офицеров ГУБП ВС материалы послужили основой для разработки уставных, программных и методических документов применительно к специфике действий войск (сил), принимающих участие в контртеррористической операции. Как правило, документы разрабатывались по указанию и при личном участии начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии А.В. Квашнина.
Тактические занятия на полигоне. 2000-е годы.
После 1999 г. обозначился процесс децентрализации Главного управления. Назрела объективная необходимость реформирования системы боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации. Это было связано в первую очередь с тем, что значительно изменились круг задач, стоящих перед армией и флотом, структура Вооруженных Сил, качество их комплектования личным составом. Кроме того, резко ухудшилось финансирование, материально-техническое обеспечение войск (сил флота), практически прекратилось поступление новейших образцов техники и вооружения, тренажерных средств. Ухудшение материального положения военнослужащих, снижение их социального статуса отрицательно сказались на морально-психологическом состоянии Вооруженных Сил. Все это привело к потере интенсивности, падению уровня и качества боевой подготовки, негативно отразилось на состоянии боеготовности и боеспособности армии и флота.
1990-2000
1990-2000
РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 1674. Л. 46–46 об.
Реформирование органов боевой подготовки и самой системы боевой подготовки проводились в соответствии с программой действий на период с 2000 по 2010 годы по формированию перспективного облика военной организации. Был взят курс на подготовку высокопрофессиональных «элитных» военных подразделений, объединенных в реальном масштабе времени единой «боевой информационной сетью», дающей им доступ к беспрецедентно высоким уровням разведки, усвоения обстановки и определения целеуказаний, обеспечивающей небывало высокие возможности взаимодействия различных боевых систем. Преобразования в органах боевой подготовки в тот период осуществлялись под руководством начальника ГУБП ВС РФ генерал-лейтенанта (с 2002 г. – генерал-полковника) А.И. Скородумова (2001–2005), военачальника с громадным боевым опытом подготовки войск и выдающимися организаторскими способностями.
Учебно-тренировочная база на полигоне.
В короткие сроки боевая подготовка постепенно начала «вставать с колен»: ожили стрельбища, танкодромы и директрисы, в небо чаще стали подниматься самолеты, а корабли – отходить от причалов. Под его руководством были разработаны: наставление по проведению учений, курс стрельб, альбом схем учебных объектов полигонов ВС РФ, программы подготовки подразделений, множество различных методик. Это был огромный и кропотливый труд. В тяжелейших финансовых условиях были приняты на снабжение новые динамические экипажные тренажеры и подвижные динамические тренажеры, которые позволяли не только выполнять упражнения стрельб и вождения, но и отрабатывать элементы слаживания всего экипажа.
Большой вклад в дело «возрождения» боевой подготовки в Вооруженных Силах принадлежит начальнику ГУБП ВС генерал-полковнику В.В. Герасимову (2005–2006). За полтора года Валерий Васильевич Герасимов успел сделать многое. Начальникам управлений в главных командованиях видов, командованиях родов войск, военных округах, флотах, объединениях повышен статус до заместителей командующих по боевой подготовке. Эта мера значительно улучшила действенность руководства процессами боевой подготовки, повысила авторитет и эффективность боевой подготовки. В 2005 г. издательская деятельность Главного управления достигла пика. Вышло в свет и разослано в войска 25 изданий, общим тиражом 1,5 млн. экз. За последующие 1,5 года было переработано свыше 60 основополагающих документов, касающихся организации подготовки воинских формирований тактического звена.
Говоря об освоении финансовых средств, выделенных на боевую подготовку в этот период, в том числе благодаря средствам «Федеральной целевой программы по переводу частей и соединений на контрактный способ комплектования», удалось отремонтировать и привести в нормальное состояние около 1500 учебных объектов на 55 полигонах.

К 1 декабря 2010 г. в рамках проведенных крупных военных реформ ГУБП СВ ВС РФ было расформировано, а его функции по организации межвидовой подготовки в армии и на флоте передавались непосредственно Генеральному штабу ВС РФ. По-видимому, сокращение главков предполагало сокращение профессиональных офицерских кадров. В то же время объединения оперативной подготовки и боевой подготовки в рамках единого органа центрального аппарата Министерства обороны не произошло. Оперативную подготовку организовывало Управление оперативной подготовки ГШ ВС, а боевую – ГУБП СВ. Такое положение не могло не привести к снижению общего уровня подготовки войск.
На Чебаркульском полигоне. 2000-е годы.
2000-2010
2000-2010
РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 1674. Л. 46–46 об.
С приходом в 2012 г. к руководству Министерством обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу вектор развития Вооружённых Сил сместился в сторону создания современных, эффективных и боеспособных войск и сил, способных успешно решать возложенные на них задачи в любой обстановке и на любом театре военных действий. Тезис Министра обороны гласил: «Армия должна учиться воевать». В ноябре 2012 г. Министром обороны и Генеральным штабом было принято решение о воссоздании Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации (ГУБП ВС), которое возглавил генерал-лейтенант (генерал-полковник с 2019 г.) И.А.Бувальцев. ГУБП ВС создавалось для организации боевой подготовки войск (сил), а также для координации деятельности органов военного управления по подготовке младших специалистов в Вооруженных Силах. В деятельности ГУБП ВС наступил период системного и многогранного развития боевой подготовки.
На полигоне Кирилловский. 2000-е годы
В период с 2013 до 2020 гг. были созданы межвидовые полигоны и центры боевой подготовки, оснащенные современным оборудованием и тренажерными средствами, арктический учебный центр. Сформирована новая методическая база для подготовки войск. Уровень оснащенности полигонов Вооруженных Сил новым оборудованием – более 90%. Успешно выполняется требование Министра обороны об опережающих поставках технических средств обучения для нового поколения вооружения и военной техники и первоочередном оснащении современными образцами военной техники военно-учебных заведений и межвидовых учебных центров.
Поменялись сами подходы к системе обучения. Она стала строиться по принципу состязательности. Важной формой проверки профессионального мастерства подразделений, экипажей и расчетов стали конкурсы полевой, морской и воздушной выучки личного состава. По инициативе Министра обороны РФ генерала армии С.К. Шойгу в 2013 г. были проведены Всеармейские соревнования танковых экипажей «Танковый биатлон» и конкурс воздушной выучки экипажей вертолетов. ГУБП ВС является одним из главных организаторов их проведения. С 2015 года соревнования вышли на международный уровень, и в 2020 году Армейские Международные игры стали крупнейшим международным мероприятием в мире. В 30 конкурсах АрМИ-2020 приняли участие 156 команд из 32 стран. Военнослужащие Российской армии традиционно становятся победителями или призерами во всех конкурсах АрМИ.
Армейские международные игры. 2016 г.
Поэтапное проведение отборочных состязаний в воинских частях, соединениях, объединениях и военных округах позволяет вовлечь личный состав и их командиров в соревновательный процесс, нацелить на достижение максимальных результатов и, в конечном итоге, обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки военных специалистов. Проводимая ГУБП ВС работа по определению требований, предъявляемых к разработкам предприятий военно-промышленного комплекса, позволила существенно улучшить характеристики применяемых в обучении тренажеров, повысить эффективность их использования в процессе боевой подготовки. С 2016 года ГУБП ВС в соответствии с поручением Министра обороны осуществляет руководство деятельностью ФГАУ «Военно-патриотический парк культуры и отдыха ВС РФ «Патриот», активно участвует в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Венцом деятельности боевой подготовки в мирное время являются проведение тактических учений войск. ГУБП в соответствии со своим предназначением традиционно выступает в роли одного из главных разработчиков и организаторов мероприятий по проверке состояния боевой подготовки Вооруженных Сил, проводимых под руководством Верховного главнокомандующего, Министра обороны, Начальника Генерального штаба, заместителя Министра обороны ВС РФ. Такие широкомасштабные мероприятия, как совместные стратегические учения: «Запад–2013», «Запад–2017»; маневры «Восток–2018»; стратегические командно-штабные учения: «Восток – 2014», «Центр – 2015, 2019», «Кавказ – 2016, 2020», для участия в которых привлекались органы управления, соединения и воинские части всех видов и родов войск Российской армии, показали возрастающий год от года уровень их боевой подготовки. Очередным экзаменом на готовность Вооруженных Сил к выполнению задач по предназначению станут совместные стратегические учения «Запад – 2021». Скрупулезно прорабатываются вопросы апробации в ходе учения новых форм и способов действий войск с учетом опыта, полученного в ходе боевых действий в Сирийской Арабской Республике, миротворческой операции в Нагорном Карабахе; тактики действий подразделений армий вероятного противника, незаконных вооруженных формирований.
На учениях, как в бою
Атомная подводная лодка в боевом походе
Новый импульс в работу по совершенствованию системы боевой подготовки дало восстановление в 2019 году должности заместителя Министра обороны Российской Федерации, непосредственно отвечающего за боевую подготовку Вооруженных Сил.
С назначением на эту должность генерал-лейтенанта Ю-Б.Б. Евкурова расширился перечень направлений боевой подготовки войск.
Под его непосредственным руководством разрабатываются и внедряются в практику боевой подготовки новые приемы и способы борьбы с беспилотными летательными аппаратами, джихад-мобилями, получили развитие вопросы применения тактической медицины. Особое внимание уделяется изучению и применению боевого опыта, полученного в ходе локальных вооруженных конфликтов, контртеррористических и миротворческих операций. Таким образом, можно с удовлетворением отметить, что созданная в Российских Вооруженных Силах система боевой подготовки позволила достичь уровня боевой готовности и боевой способности войск ведущих армий мира.
По некоторым параметрам даже превзойти их.
Главное управление боевой подготовки, как главный организатор и координатор процесса боевой подготовки в Вооруженных Силах, находится в постоянной готовности выполнить поставленные руководством государства и Министерства обороны задачи, гибко реагировать на изменения форм и способов ведения военных действий с учетом современных и прогнозируемых вызовов, и угроз национальным интересам Российской Федерации.
Корабельный огонь
Удары армейской авиации
2012-2021
2012-2021
РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 1674. Л. 46–46 об.
2012-2021
2012-2021
Минобороны России
2021